Пятница, 26.04.2024, 11:47
ЦРТДЮ
АРХИВ НОВОСТЕЙ

Педагогам

 Возрастные  особенности детей 

младшего школьного возраста
 
Ведущий вид деятельности: учебная
Речь: Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь – показатель уровня развития ребёнка.
Мышление: Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно – образного к словесно – логическому мышлению.
Память: Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и осмысленная. Активно формируется произвольное запоминание.
Внимание: Дети способны концентрировать внимание, но у них ещё преобладает непроизвольное внимание. Произвольность познавательных процессов воз0никает на пике волевого усилия. Внимание активизируется, но ещё не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
Воображение: Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
Самосознание: Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.
 Ситуация развития в этом возрасте связана с вхождением ребёнка в учебную деятельность, которая становится для него основной и ведущей.
Психологическими новообразованиями этого возраста являются: Развитие познавательных способностей – памяти, произвольного то есть, требующего со стороны ребёнка определённого усилия, внимания и наблюдения, мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение).
Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но ещё больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нём говорит взрослый. Это напрямую касается такого важного личностного образования, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребёнку и его успехам в различных видах деятельности.
Важным моментом является так же сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребёнку добиваться её.
 

Возрастные  особенности детей 

подросткового возраста

Ведущий вид деятельности: общественно – политическая  деятельность и интимно – личностное общение со сверстниками

Речь: В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за  счёт расширения богатства словаря, с другой – за счёт усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка.
Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от  стиля общения и личности собеседника.
Мышление: Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Развиваются такие операции как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.
Память: Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.
Самосознание: Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.
 
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всём этом намечается переход от детства к взрослости. Подростничество – это самый трудный и сложный из всех  детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, основы  к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, -это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
       В начале подросткового возраста у ребёнка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причём такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он ещё далеко не во всём отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счёт того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьёзно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем  с младшего школьника, но ему многое пи разрешается из того, что не позволяется первоклассникам. Например, подросток гораздо больше, чем младший школьник, может находиться вне дома.
 Быстро взрослеть подростка заставляют так же обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождает дополнительные обязанности, которые подросток получает и в школе, и дома.
 
Возрастные  особенности детей 
юношеского возраста
 

Ведущий вид деятельности: учебно – профессиональная.  Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – приобрести профессию.

Речь: В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за  счёт расширения богатства словаря, с другой – за счёт усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка.
Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от  стиля общения и личности собеседника.
Мышление:  Мышление в юности приобретает личностный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к  обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Формируется абстрактно – логическое мышление
Память: Возрастает объём памяти.
Внимание: Возрастает концентрация внимания.
Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и  самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости. Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение связано в юности с решением смысложизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с собственным отношением к ним. Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни.
E-mail:
Пароль:
КАЛЕНДАРЬ
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Яндекс.Погода
Наши друзья
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

    Copyright MyCorp © 2024